Источник: https://finparty.ru/office_life/146225/
Всемирная организация здравоохранения причисляет стресс к главным заболеваниям XXI века. По ее данным, в России каждый третий работник испытывает данное состояние хотя бы раз в неделю, а 13% — практически ежедневно. Примерно такая же ситуация наблюдается и за рубежом. Как следует из исследования Международной организации труда за 2016 год, в Северной и Южной Америке многие респонденты постоянно ощущают серьезное напряжение (12—16%), чувство тоски (9—13%) или потерю сна (13—19%) по причине психосоциальных рисков на рабочем месте. В Канаде чуть более 75% участников исследования сообщили, что в течение шести предыдущих месяцев иногда отсутствовали на работе в основном по причине заболевания (63%) и эмоциональной и физической усталости (45%).
Чтобы изменить ситуацию, некоторые социально ответственные организации берут на себя заботу о психологическом комфорте сотрудников, предоставляя им услуги психолога. Мнением о новой практике поделилась председатель правления коллекторского агентства «СКМ» Ольга Мазурова, которая при содействии HR-службы приняла решение пригласить в компанию подобного специалиста.
По словам нашей собеседницы, за последние два года стало ясно, что одним из основных поглотителей времени в рабочих процессах и заметным препятствием для счастливого мироощущения сотрудника являются его нерешенные психоэмоциональные проблемы. «Сначала мы пробовали разные игровые форматы для их устранения. Часть вопросов была снята, но разобраться с застарелыми, «античными» паттернами восприятия и поведения не смогли, — рассказала глава компании. — Вот почему был сделан выбор в пользу сертифицированного специалиста, который помог бы коллегам расстаться с их «чемоданами без ручки», обрести свободу, а значит, поднять планку своей профессиональной эффективности. Win-win и для сотрудника, и для работодателя».
Было трудно объяснить людям, что не нужно приходить к психотерапевту с блокнотом и ручкой, чтобы записать «верные» правила жизни, которые тот надиктует. И что не стоит ждать от него волшебной формулы решения всех проблем. «Работа с психотерапевтом — личный труд каждого, объемный, иногда тяжелый, — уверена Ольга Мазурова. — Это движение навстречу себе, принятие себя, других людей такими, какие они есть. И это понимание причин своего поведения, реакций, собственных установок из детства, позитивных или негативных, которые мешают жить».
Подобный специалист никогда не принимает за вас решения. За них ответственны только вы, потому что речь идет о вашей жизни. Осознание этой истины иногда вызывает нежелание взаимодействовать с психотерапевтом: человек начинает считать такие встречи бесполезным, ненужным времяпрепровождением. «Но мы прошли данный этап, — пояснила топ-менеджер. — Сейчас запись к корпоративному психотерапевту производится коллегами сильно заранее, так как места расходятся быстро. Специалиста ценят те сотрудники, которые в процессе работы с ним поняли и приняли собственную личность, ответственность за свою жизнь, смогли проработать установки, мешающие им быть здоровыми, богатыми и счастливыми. Компания развивается и богатеет вместе с ними».
Консультации для сотрудников проводит психоаналитический терапевт Клинического центра психического развития и психоаналитического исследования детей, подростков и взрослых Вергине Авакян. Работа вне штата позволяет ей не погружаться в корпоративную жизнь, оставаться над «схваткой». Вот ее оценка нового эксперимента.
— Конечно, первый визит дается нелегко: некоторые признаются, что до этого никогда не посещали такого специалиста. Самые частые вопросы: «А что мне нужно делать? Как вступить с вами в беседу?» Я отвечаю, что клиент может начать говорить о том, что ему первым придет в голову. В процессе общения опытный психотерапевт все равно нащупает болевые точки, которые есть у человека.
— Важно, что я работаю по трудовому договору. Ведь рискованно доверять эксперту личные невзгоды, если он варится в этом же коллективе и погружен в те же самые рабочие конфликты. А поскольку я прихожу в офис раз в неделю, у меня складываются адекватные терапевтические отношения с клиентом. Зная, что я не подвержена никакому давлению, он раскрывается, делится тем, что ему дорого и важно. Конечно, в условиях ограниченного времени я не могу провести глубокую работу, но развернуть волнующую сотрудника ситуацию, дать ему полезную информацию — в моих силах. Этот час позволяет человеку выговориться, рассказать о своих страхах, выплакаться в конце концов.
— В западных странах психотерапия давно уже стала чуть ли не обязательной частью жизни. У нас она за последние десятилетия перестала считаться экзотикой — пойти к психологу не означает расписаться в собственной слабости. Да, многие перед визитом испытывают внутреннее сопротивление, но в итоге записываются на консультацию. Чаще за психологической поддержкой обращаются руководители, и это не удивительно. Из-за высокой ответственности они страдают синдромом профессионального выгорания. Но я ни в коем случае не ограничиваю круг людей, которые хотят со мной увидеться: считаю, что сохранять эмоциональное равновесие необходимо и топ-менеджеру, и рядовому «белому воротничку».
— Я разбираю разные ситуации, но все они касаются межличностных отношений. Душевные страдания из-за разрыва с близким человеком, конфликты с коллегами, неурядицы с ребенком — выслушаю любую проблему. Еще я заметила одну вещь: на работе люди задают себе высокую планку и поэтому живут с запредельным уровнем стресса. Они смертельно боятся провала, и если он происходит, то надолго зацикливаются на нем. Перфекционизм вообще свойственен российскому менталитету. С детства нас учат во всем быть первыми: в учебе, спорте, творчестве. Во взрослой жизни мы стараемся угодить начальству, достигать карьерных целей любой ценой, даже если они становятся источником тревожности.
— Череда громких скандалов, связанных с противозаконными действиями коллекторов, сильно испортила репутацию профессии. К счастью, вопиющие случаи выбивания долгов остались в прошлом, но взыскателей волнует, что их имидж до сих пор не так привлекателен, как хотелось бы. Я объясняю, что в работе коллектора, действующего в рамках закона, нет ничего плохого. Это достойная профессия, которая необходима на финансовом рынке.
— В коллекторском агентстве «СКМ» не делают тайны из того, что в офисе есть психолог. Но, разумеется, соблюдаются границы конфиденциальности — никто из персонала, включая руководство, не знает содержание бесед специалиста с сотрудниками. Иначе идея психологического консультирования и ее результаты будут обесценены.